Электронная подпись
В рамках Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с 1 января 2022 года законодательство возлагает на ФНС функции по выпуску электронных подписей (ЭП) для юрлиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Для того чтобы обеспечить «бесшовный» переход к безвозмездной государственной услуге по выпуску ЭП, с 1 июля 2021 года все компании, ИП и нотариусы смогут бесплатно оформить ЭП в Удостоверяющем центре ФНС РФ (УЦ ФНС). Порядок получения ЭП описан на сайте ФНС.
Мы рекомендуем не откладывать «на потом» получение ЭП, чем позже вы это сделаете, тем длиннее будет очередь и тем больше времени это займет.
Основные моменты:
- ЭП в УЦ ФНС получают только руководители предприятия, действующие без доверенности, и ИП. Личное присутствие обязательно.
- Срок действия ЭП 15 месяцев.
- Срок действия уже имеющихся ЭП, выпущенных коммерческими УЦ, независимо от даты выпуска, заканчивается 1 января 2022 года.
- Получить ЭП можно в любом УЦ ФНС, независимо от места регистрации организации или ИП.
- Упрощенно, если до 01.01.2022 года на каждый бизнес процесс была «своя» ЭП, например одна ЭП для взаимодействия с ФНС, другая для ЭДО, а для участия в тендерах требовалась своя ЭП для каждой торговой площадки итд., то после 01.01.2022 года будет одна ЭП на все бизнес процессы организации.
-
Для того, чтобы сотрудник мог подписывать документы организации, он должен получить в коммерческом УЦ ЭП на себя, как на физлицо, затем руководитель организации создает машиночитаемую доверенность (МЧД) и подписывает ее «новой» ЭП.
Механизм использования МЧД не описан. - В период с 01.07.2021 по 31.12.2021 буду действовать как ЭП, выданные коммерческими УЦ, так и ЭП, выданные УЦ ФНС.
- С 01.01.2022 года или раньше УЦ ФНС будет выдавать ЭП юрлица без указания руководителя, например для обмена с системами ЕГАИС и Честный знак.
Важно! ЭП в УЦ ФНС записывается на специальный носитель. Обратите внимание на следующие особенности:
- УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
- Носитель без сертификата не подойдет.
- На носитель можно установить пароль для защиты от несанкционированного доступа.
- ЭП неизвлекамая, ее нельзя скопировать и «раздать» своим сотрудникам.
- Нельзя записать одну ЭП на несколько носителей.
- На один носитель можно записать несколько ЭП, до 32 экз. Перед записью проинформируйте сотрудника УЦ ФНС, что на носителе планируете записать несколько ЭП.
- УЦ ФНС создает ЭП для работы с программой КриптоПро.
Стоимость «новой» ЭП.
- Запись и продление ЭП - бесплатно
- Носитель Рутокен Lite с индивидуальным сертификатом - 1 000 руб. Купить
-
Другие носители от компании Актив, - цена по запросу
различающиеся форм-фактором: USB, Type-C, смарт-карты
и степенью защиты - Программа КриптоПро CSP на одно рабочее место на 1 год - 1 350 руб. Купить
- Программа КриптоПро CSP на одно р.м. бессрочно - 2 700 руб Купить
Лицензия ФСБ России на работу со средствами критозащиты информации, поэтому мы можем поставить носители, сертифицированный не только ФСТЭК, но и ФСБ России, а также программу КриптоПро.
Оформить заказ можно по телефону (8352) 226-222 или эл.почте 1C@fran21.ru или в нашем интернет магазине.
В «1С:Предприятии 8» требования к формам доверенностей (МЧД), используемых для подтверждения полномочий в электронном виде, будут поддержаны с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».
Как получить ЭП в УЦ ФНС.
- На сайте ФНС заходите в личный кабинет в разделе «Физические лица». Переходите в «Жизненные ситуации», выбираете услугу «Получить квалифицированную электронную подпись» и подаете заявление от лица организации или ИП.
- Отслеживаете статус заявления. После успешной обработки записываетесь на прием для получения на сайте ФНС
- Для записи ЭП в УЦ ФНС необходимо иметь на руках паспорт, СНИЛС и носитель. На запись одной ЭП затрачивается 10-15 минут. Учитываете это, если вы получаете ЭП на несколько организаций.
- Настройте ваше программное обеспечение для работы с «новой» ЭП или обратитесь к нам. Стоимость работ 1 000 рублей.
Где получить КЭП по новым правилам с 1 января 2022 года.
Лицо, подписывающее документы
|
Что нужно для подписания |
Где получать ЭП |
Физическое лицо, гражданин |
ЭП физлица |
Аккредитованный УЦ (АУЦ) |
Сотрудник организации или уполномоченное лицо |
ЭП физлица + доверенность, подписанная ЭП юрлица |
АУЦ |
Руководитель коммерческой организации |
ЭП юрлица, в которой указан руководитель |
ФНС и доверенные структуры (лица) |
Индивидуальный предприниматель (ИП) |
ЭП ИП |
ФНС и доверенные лица |
Сотрудник ИП |
ЭП физлица + доверенность, подписанная ЭП предпринимателей |
АУЦ |
Нотариус |
ЭП нотариуса |
ФНС и доверенные лица |
Автоматическое подписание от организации |
ЭП юрлица без указания руководителя |
ФНС и доверенные лица |